понедельник, 11 сентября 2023 г.

История русской оперы.

ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ФРАЗЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ЖИРНЫМ.
История русской оперы.
В середине XVII века в России стало известно об опере, этом «заморском изобретении, от русских послов и путешественников, слышавших оперы в Италии и во Франции. Также, начиная со 2-й пол. XVII века, в России гастролировали иностранные оперные труппы - итальянские, немецкие и французские. Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой профессиональное мастерство, социальное, духовное и творческое развитие. 

В России такие музыканты и артисты часто обретали вторую родину, становясь подданными Российской империи (напр. Джованни Паизиелло, Катерино Кавос). Иностранные оперные труппы широко были распространены в XVII веке.

Тогда же в XVII веке в России получают распространение частные  крепостные театры, явившись на первых порах забавой двора. Артистами в нем были крепостные крестьяне. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских. Самый знаменитый крепостной домашний театр – это театр графа Шереметева. (Развернуть запись, кликнув на слово "Дальше"):

Для широкой публики первый оперный театр ("оперный дом") был построен в 1742 году в Москве, на берегу р. Яузы в честь приезда в Москву и коронации императрицы Елизаветы Петровны.

Профессия музыканта в те времена считалась чем-то вроде ремесла, поэтому дворяне считали ниже своего достоинства сочинять или исполнять музыку. 

Первые русские композиторы были из простых сословий – или из крепостных или из солдат. Лучшие из них — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и Евстигней Фомин  —  были отправлены Екатериной II на обучение в Италию. Постепенно формировалась и русская вокальная школа.

Первые опыты русских композиторов, преимущественно в жанре комической оперы, не были удачными. Фактически же русская опера родилась в XIX веке, уже в эпоху романтизма.

В XIX веке появляются первые композиторы - дворяне, самыми значительными из которых стали Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский. 

Именно Глинка считается «отцом русской оперы» и русского симфонизма. Гений Глинки проявился в разных жанрах — симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном, но высшим достижением композитора стали его оперы — патриотическая народная трагедия «Жизнь за царя» (1836) и эпическая сказка «Руслан и Людмила» (1842); написанные на уровне лучших европейских произведений той эпохи и в то же время вполне самобытные по стилю, они во многом определили доминирование оперного жанра в русской музыке XIX в. и основные пути его развития.

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий