В России такие музыканты и артисты часто обретали вторую родину, становясь подданными Российской империи (напр. Джованни Паизиелло, Катерино Кавос). Иностранные оперные труппы широко были распространены в XVII веке.
Тогда же в XVII веке в России получают распространение частные крепостные театры, явившись на первых порах забавой двора. Артистами в нем были крепостные крестьяне. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских. Самый знаменитый крепостной домашний театр – это театр графа Шереметева. (Развернуть запись, кликнув на слово "Дальше"):
Для широкой публики первый оперный театр ("оперный дом") был построен в 1742 году в Москве, на берегу р. Яузы в честь приезда в Москву и коронации императрицы Елизаветы Петровны.
Профессия музыканта в те времена считалась чем-то вроде ремесла, поэтому дворяне считали ниже своего достоинства сочинять или исполнять музыку.
Первые русские композиторы были из простых сословий – или из крепостных или из солдат. Лучшие из них — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и Евстигней Фомин — были отправлены Екатериной II на обучение в Италию. Постепенно формировалась и русская вокальная школа.
Первые опыты русских композиторов, преимущественно в жанре комической оперы, не были удачными. Фактически же русская опера родилась в XIX веке, уже в эпоху романтизма.
В XIX веке появляются первые композиторы - дворяне, самыми значительными из которых стали Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский.
Именно Глинка считается «отцом русской оперы» и русского симфонизма. Гений Глинки проявился в разных жанрах — симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном, но высшим достижением композитора стали его оперы — патриотическая народная трагедия «Жизнь за царя» (1836) и эпическая сказка «Руслан и Людмила» (1842); написанные на уровне лучших европейских произведений той эпохи и в то же время вполне самобытные по стилю, они во многом определили доминирование оперного жанра в русской музыке XIX в. и основные пути его развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий