четверг, 7 декабря 2023 г.

Л. Бетховен Симфония №5

ПРОЧИТАТЬ. ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ФРАЗЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ЖИРНЫМ.
СИМФОНИЯ №5 (1808 г.)
Бетховен посвятил пятую симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Состоит их 4-х частей.

Пятая симфония создавалась композитором дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить за эти годы еще две симфонии. В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами, политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.
Но это было время и наивысшего расцвета таланта композитора. Бетховен смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, — глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, он едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!» (РАЗВЕРНУТЬ ПОСТ, КЛИКНУВ НА СЛОВО "ДАЛЬШЕ" В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ПОСТА):
Первоначальная премьера в Театре Ан дер Вин прошла крайне неудачно. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего. Во время игры некоторые оркестранты допускали серьезные ошибки, из-за чего приходилось начинать некоторые произведения заново. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.
Интересно, что первоначальная неудача не смогла повлиять на популярность произведения. С каждым годом симфония становилась все более распространенной в кругах музыкального искусства. Среди многих последующих мастеров композиции сочинение было признано шедевром и эталоном классической симфонии.
Прослеживая музыкальное действие, можно прийти к заключению, что это – повествование о том кульминационном моменте в жизни человека, когда ему приходится вступать в борьбу за осуществление своего предназначения. Борьбу, сулящую гибель, но неизбежную и завершающуюся в конечном итоге торжеством гуманистических идеалов.
Первая часть начинается лаконичной темой с резко стучащим ритмом. Она воспринимается как символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления. Сам композитор писал о ней - «так судьба стучится в дверь». Мотив судьбы проходит через все части симфонии и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным.
В противовес ей звучит вторая тема - более закругленная и напевная, с мягкими окончаниями и в мажорном ладу. Постепенно подчиняясь настойчивости ритма главной темы, вторая становится более активной и драматичной.
В первой части симфонии, как в первом акте драмы, раскрывается, но не исчерпывается острейший конфликт между героем и злым роком. Исход напряженной драматической борьбы еще не ясен. Развязка наступит лишь в четвертой части – праздничном победном марше.
В пятой симфонии Бетховена наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества: через борьбу - к победе, от мрака – к свету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий