ПРОЧИТАТЬ. ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ФРАЗЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ЖИРНЫМ.
СИМФОНИЯ №5 (1808 г.)
Бетховен посвятил пятую
симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон
Лобковицу и графу А. К. Разумовскому.
Состоит их 4-х частей.
Пятая симфония создавалась композитором дольше остальных.
Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить за эти годы еще
две симфонии. В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась
прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было
отмечено наполеоновскими войнами, политическим
беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.
Но это было время и наивысшего расцвета таланта композитора. Бетховен
смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта,
— глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, он едва не покончил с собой:
«Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь
самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его
девизом: «Я хочу схватить судьбу за
глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить
тысячу жизней!» (РАЗВЕРНУТЬ ПОСТ, КЛИКНУВ НА СЛОВО "ДАЛЬШЕ" В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ПОСТА):
Первоначальная премьера в Театре Ан дер Вин прошла
крайне неудачно. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло
желать лучшего. Во время игры некоторые оркестранты допускали серьезные ошибки,
из-за чего приходилось начинать некоторые произведения заново. Во время
концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла
новые симфонии Бетховена.
Интересно, что первоначальная неудача не смогла повлиять на
популярность произведения. С каждым годом симфония становилась все более распространенной
в кругах музыкального искусства. Среди многих последующих мастеров композиции
сочинение было признано шедевром и эталоном классической симфонии.
Прослеживая музыкальное действие, можно прийти к заключению,
что это – повествование о том кульминационном моменте в жизни человека, когда
ему приходится вступать в борьбу за осуществление своего предназначения.
Борьбу, сулящую гибель, но неизбежную и завершающуюся в конечном итоге
торжеством гуманистических идеалов.
Первая часть начинается
лаконичной темой с резко стучащим ритмом. Она воспринимается как символ
зла, трагически вторгающегося в жизнь человека, как препятствие, требующее
неимоверных усилий для преодоления. Сам
композитор писал о ней - «так судьба стучится в дверь». Мотив судьбы проходит
через все части симфонии и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным.
В противовес ей звучит вторая тема - более закругленная и
напевная, с мягкими окончаниями и в мажорном ладу. Постепенно подчиняясь
настойчивости ритма главной темы, вторая становится более активной и
драматичной.
В первой части
симфонии, как в первом акте драмы, раскрывается, но не исчерпывается острейший
конфликт между героем и злым роком. Исход напряженной драматической борьбы еще не ясен. Развязка
наступит лишь в четвертой части – праздничном победном марше.
В пятой симфонии
Бетховена наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества: через
борьбу - к победе, от мрака – к свету.
Комментариев нет:
Отправить комментарий