пятница, 1 декабря 2023 г.

Основные элементы оперы. ДЛЯ 7 "В" И 8-Х КЛАССОВ!

                          

     ВЫПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ФРАЗЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ЖИРНЫМ.

Основные элементы (номера́), из которых состоит опера.

Опера начинается с увертюры. Увертюра – это симфоническое вступление к опере, настраивающее зрителя на восприятие спектакля. Перед каждым  действием оперы также может звучать симфоническое вступление к нему, которое называется антракт или интермедия.

 Сольная ария - это главная исповедь героя, основная форма вокального высказывания, которая становится «моментальной фотографией» внутреннего состояния. В арии может быть раскрыта душевная жизнь героя, вся глубина его сокровенных чувств; пылкое признание в любви и спокойный рассказ о каких-то событиях, философское размышление или страстная, мучительная исповедь, героический порыв и лирическое раздумье.

 Действие в опере нельзя передать только чередованием законченных арий, так же как действие в драме не может состоять только из монологов. В тех моментах оперы, где актёры именно действуют (живо общаются друг с другом, разговаривают, спорят) широко пользуется речитатив. Речитатив - это декламационное пение, приближенное к человеческой речи.

 Ансамблевое пение (до восьми человек) обычно используется в драматических, кульминационных моментах спектакля, когда происходит разрешение конфликтов между героями. Действующие лица, объединённые в ансамбле, могут вести непосредственный диалог или высказывать вслух затаённые мысли (приём, недоступный на драматической сцене). Смысл слов в подобных сценах уловить очень непросто, а то и вовсе невозможно, но разрушения общего впечатления от оперы не происходит.

 Поют в опере и хором. Хор – это массовое пение на сцене. Хор широко используется в музыкальных народных драмах. Иногда хор выступает в роли полноправного и активного участника действия.

 Оркестр в опере также полностью подчинен сценическому действию. Многие мысли героев часто «договаривает» оркестр, который активно вмешивается в их речь, «высказывает вслух» их тайные мысли, а порой «вступает с ними в спор». Нередки случаи, когда оркестр «убеждает» слушателей гораздо больше, чем речь и поступки актёров. С помощью оркестра композитор создаёт ведущие лейтмотивы оперы, повторяющиеся на всем её протяжении, добивается большей связности в развитии сцен.

 Лейтмотив - музыкальная тема, связанная с каким-нибудь персонажем, образом, либо с каким-то настроением, состоянием; своим звучанием напоминающая о чем-то или предвещающая что-то. Лейтмотивы являются сильнейшим выразительным средством в опере.

 Инструментовка оперы, ее яркие оркестровые краски, удивительное сочетание драмы и музыки, участие огромного исполнительского коллектива (солистов, хора и оркестра), живописность зрелища, разнообразие драматических приёмов — всё это создаёт незабываемое художественное зрелище, давно ставшее любимым для многих зрителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий